Для анализа комфортно использовать Excel или Google Sheets. Нужно выбрать период, для которого проводите ABC-анализ. Если нет ярко выраженной сезонности, лучше проводить анализ данных за год.
Чтобы упростить анализ, считайте показатели не по каждой позиции отдельно, а по группам. Например, можно не анализировать каждый цвет брюк отдельно, а взять их за один товар. А после общего анализа можно провести второй — для брюк с разными цветами.
Для расчета возьмем бизнес по продаже одежды. В продаже есть брюки, ботинки, майки, шорты и нижнее белье. Выясним, какие товары приносят наибольшую выручку.
АВС-анализ состоит из трех этапов.
1. Распределить товары по доле выручки. Для этого нужно выяснить, сколько денег принес каждый товар и затем рассчитать долю выручки.
Продажи брюк приносят 4,5 млн рублей в год. Общая годовая выручка бизнеса — 10 млн рублей.
Доля: 4 500 000 / 10 000 000 × 100% = 45%.
Затем нужно расположить товары в порядке уменьшения доли, которую они приносят. Сумма долей должна равняться 100% — так можно проверить, не упустили ли вы какую-то позицию.
2. Рассчитать по каждой строке долю выручки нарастающим итогом. Нужно начинать с тех товаров, которые находятся вверху списка. Просто прибавляйте значение каждой строки к итогу предыдущей.
Доля брюк — 45%, а ботинок — 30%. Нарастающим итогом доля брюк и ботинок будет 75%.
3. Разбить все товары на три группы:- А — дают около 80% выручки. Это самые выгодные товары. В нашем случае это брюки и ботинки, в сумме на них приходится 75% выручки.
- В — формируют около 15% выручки. В нашем примере это майки и шорты, они дают 20% выручки.
- С — дополняют оставшиеся 5%, такие товары почти не приносят денег. В нашем случае это нижнее белье.