• /
  • /

Как работают поисковые алгоритмы Wildberries: гайд на 2025 год

28.12.2024

Зачем соответствовать алгоритмам?

Прежде чем начать говорить о детальной работе алгоритмов, нужно понять, а зачем вообще селлерам соответствовать ранжированию маркетплейса. Любой маркетплейс устроен по очень простому принципу: площадка вкладывает ресурсы в маркетинг и набирает покупательский трафик, а зарабатывает на комиссии от продавцов, которым этот трафик отдает.

Следовательно, Wildberries (и любому другому маркетплейсу) выгодно отдавать свой трафик тем продавцам, которые лучше других умеют его конвертировать. Но покупателей невозможно «‎размазать» ровным слоем по всем страницам маркетплейса, и 90% покупательского трафика будет останавливать свой выбор на 1–2 страницах в категории, а далее будут доходить уже настоящие крохи от основного трафика. Поэтому задача любого поставщика — попасть в зону видимости и забрать себе огромную массу покупательского трафика. А для попадания в нее и нужно соответствовать алгоритмам.

Топ выдачи по запросу «гирлянды»

Факторы и степень их влияния на алгоритмы

На алгоритм ранжирования влияют десятки различных факторов, которые необходимо отслеживать не просто на предмет соответствия ожиданиям маркетплейса, но и в разрезе постоянного превосходства над конкурентами.
Селлеры должны не просто на 100% соответствовать ожиданиям маркетплейса, а быть лучше своих конкурентов. Вкратце перечислим основные факторы, которые продавцам следует контролировать и отслеживать:

  • Скорость доставки по стране — зависит от стратегии региональной экспансии и отгрузок на региональные склады
  • Скорость доставки в регионе — зависит от наличия товара на складе конкретного региона
  • Объем продаж и оборачиваемость — при низкой оборачиваемости карточка будет воспринята маркетплейсом как неконверсионная и понижена в выдаче
  • Наличие товара — на каждом складе мы должны укладываться в золотой стандарт оборачиваемости (от 28 до 60 дней). И постоянно удерживать его с помощью подсортировки. Если мы пересортируем склад — получим пессимизацию от маркетплейса, если недосортируем — также получим пессимизацию (например, WB начинает занижать карточку в выдаче, когда товарного остатка хватает меньше, чем на 14 дней, чтобы не допустить out-of-stock)
  • CTR или кликабельность карточки из каталога — сегодня маркетплейс оценивает не только объем продаж, но даже как карточка конвертирует покупателя на клик из общего листинга
  • Конверсия в добавление в корзину — на основе этой метрики Вайлдберриз оценивает, насколько хорошо поставщик проработал карточку и как она конвертирует покупателя в следующий шаг — добавить товар в корзину
  • Детальный рейтинг — маркетплейс рассчитывает рейтинг карточки до сотых (хоть и отображает до десятых) и на основе этого показателя также ранжирует карточки между собой
  • Участие в акции — карточки, которые входят в акцию, ранжируются приоритетней карточек, которые игнорируют акцию
  • Количество отзывов — давно доказанный факт, что карточки с большим количеством отзывов являются более кликабельными, т. к. вызывают доверие у покупателя — маркетплейсы лучше других знают об этом и используют данную метрику в ранжировании
  • SEO-оптимизация — качественная поисковая оптимизация обеспечивает корректную индексацию поисковыми алгоритмами Wildberries

И это лишь часть очевидных факторов, которые необходимо отслеживать не просто в разрезе каждой карточки, а в разрезе каждой цветомодели и размера внутри SKU. Такое количество переменных невозможно контролировать человеку — это важно автоматизировать (что мы и делаем с помощью инструмента JVO События).

Скорость доставки — влияние до 40%

Очевидно, что покупатели выбирают товары, которые приедут к ним быстрее. Поэтому быстрая доставка — ключ к высокой выдаче на маркетплейсе. Бывает так, что у пользователей из разных городов топ выдачи по одному и тому же запросу выглядит по-разному. Для отслеживания места вашего товара в выдаче в конкретном регионе укажите разные локации. Так легко понять, где ваши карточки находятся у местных покупателей. FBO-продавцам желательно распределить запасы по складам в разных регионах.

Выдача по запросу «Чехол для телефона» в Самаре

Чтобы избежать проблем с запасами, можно использовать инструмент JVO Региональные отгрузки, не только определит региональные склады, на которые необходимо начать отгрузку, но и покажет прирост выручки с каждого из них.

Объем продаж — до 30%

Востребованный товар показывается новым пользователям намного чаще, чем товар, который никому не нужен. При низкой оборачиваемости карточка будет воспринята маркетплейсом как неконверсионная и понижена в выдаче. На каждом складе селлер должен укладываться в золотой стандарт оборачиваемости (от 28 до 60 дней). И постоянно удерживать его с помощью подсортировки. Если продавец пересортирует склад, то получит пессимизацию от маркетплейса, если недосортирует — получит пессимизацию (например, WB начинает занижать карточку в выдаче, когда товарного остатка хватает меньше, чем на 14 дней, чтобы не допустить out-of-stock)

Если когда-то давно товар продавался хорошо, а потом спрос упал, это не поможет продвижению. А стабильный (лучше — стабильно растущий) спрос алгоритмам Вайлдберриз будет по душе.

SEO-оптимизация — от 5 до 40%

Важно анализировать каждую площадку, где продается товар, и адаптироваться под ее алгоритмы. Как правило, маркетплейсы отдают предпочтение тем карточкам, которые содержат фразы, соответствующие поисковым запросам. Корректный пул поисковых (ключевых) фраз повышает позиции товара в выдаче и расширяет аудиторию на этапе, когда пользователи только изучают товары.

Покупатели вводят поисковые запросы, а не переходят по категориям. Чтобы карточка появилась в выдаче, в ней должны быть ключевые слова. На это соответствие (релевантность) работают все текстовые поля: описание, характеристики, заголовок. Поэтому характеристики должны быть максимально полными, а содержание соответствовать теме. К примеру, не стоит в графе «цвет» писать «елка зеленая, елка пушистая», чтобы побольше использовать поисковые запросы покупателей.

Для подбора ключевых слов используйте встроенные инструменты маркетплейсов. С их помощью можно легко найти актуальные запросы от покупателей. Также могут помочь внешние источники — «Яндекс Вордстат» или Google Trends.
Все поисковые фразы нужно кластеризовать на запросы:

  • Высокочастотные (от 10 000 показов в месяц). В этой категории запросов — самый большой процент карточек. Обычно это 1–2 высокочастотных слова, например, «новогодние подарки» или «зимняя куртка». Для поиска таких запросов регулярно вводите буквы начальных запросов по своей тематике и мониторьте раздел «“Что ищут другие покупатели”».

  • Среднечастотные (несколько тысяч показов в месяц). Это запросы с уточнениями: «чехол на телефон самсунг», «летняя майка без рукавов». Они не так популярны, поэтому их можно включать в название, характеристики, описание и за счет этого пробиваться наверх.

  • Низкочастотные (до 1 000 показов в месяц). Это поисковые фразы, которые используются реже, но имеют высокую конверсию, так как более точно отражают потребности покупателей. Их особенность — меньшая конкуренция, что позволяет эффективнее продвигать товары. Для более широкой аудитории низкочастотные запросы можно комбинировать со среднечастотными и высокочастотными. Также их можно использовать в платной рекламе: стоимость клика для низкочастотных запросов ниже, а конверсия выше.

Впишите в карточку от десяти до пятнадцати ключевых слов и сделайте упор на запросы с высокой частотой (их должно быть около 30%) и со средней частотой (примерно 50%).

Основная сложность в том, что карточку нельзя оптимизировать раз и навсегда — это непрерывный процесс, в котором нужно постоянно держать руку на пульсе и анализировать ключи тысяч конкурентов для прокачки своих позиций. Вручную ежедневно проделывать такую аналитику невозможно. Поэтому современный e-com может полагаться на автоматизацию SEO.
Например, модуль SEO PRO от JVO с технологией трекинг-контроля автоматически отслеживает все обновления конкурентов и в режиме онлайн актуализирует тексты всех карточек.

Конверсия в просмотр и конверсия в корзину — от 5 до 20%

Сегодня маркетплейс оценивает не только объем продаж, но даже как карточка конвертирует покупателя на клик из общего листинга. Конверсия — это соотношение заказов к просмотрам карточки. Например, если по товару кликнули 1 000 человек, а заказали — 50, конверсия составит 50/1000*100%, то есть 5%.

Wildberries показывает востребованные товары, поэтому важно, чтобы покупатели не разочаровались в товаре. Чтобы пользователи заказывали, а не просто смотрели карточки, важно публиковать rich-контент, правильно заполнять характеристики, описания и заголовки, получать позитивные отзывы. Всё это делает товар привлекательнее и увеличивает доверие к селлеру. Не стоит забывать про конверсию в добавление в корзину — на основе этой метрики WB оценивает насколько хорошо поставщик проработал карточку и как она конвертирует покупателя в следующий шаг — добавить товар в корзину.

Рейтинг продавца и товара — до 10%

Рейтинг Вайлдберриз — это ключевой показатель качества работы продавца и его репутации в глазах покупателей. Цель рейтинга — помочь потребителям в выборе надежных и проверенных селлеров. Эта метрика влияет на место товарной карточки в поисковой выдаче и рекламные возможности продавца. Следить за рейтингом можно в карточке товара или в личном кабинете.

При формировании рейтинга Вайлдберриз учитывает процент положительных отзывов, когда покупатели оценивают соответствие товара заявленным характеристикам, его качество, упаковку и скорость доставки.
Если товар соответствует ожиданиям, его рейтинг повышается, в то время как отрицательные отзывы или жалобы на дефекты, несоответствие описанию или плохую упаковку могут снизить показатели. Кроме того, важным элементом является процент возвратов: чем он выше, тем больше вероятность, что рейтинг будет падать.

Продавец новогодних игрушек с высоким рейтингом

Продавцы с высоким рейтингом чаще попадают на верхние позиции, получая больше просмотров и, как следствие, увеличивая продажи. Низкий рейтинг, наоборот, может привести к снижению трафика и ограничению возможностей продавца.

Вайлдберриз использует алгоритмы ранжирования, которые отдают приоритет товарам от продавцов с высоким рейтингом. Это означает, что при одинаковых условиях товар от продавца с лучшим рейтингом будет отображаться выше в списке, что существенно увеличивает его шансы быть замеченным покупателями.

Чтобы поднять рейтинг продавца на Вайлдберриз, важно системно подойти к улучшению всех аспектов работы. Для достижения высоких результатов необходимо понять, что именно влияет на оценку и как можно минимизировать негативные последствия. Первое, на что следует обратить внимание, — это качество товара. Продукция должна полностью соответствовать описанию в карточке. Любое несоответствие между реальными характеристиками и заявленными параметрами может привести к негативным отзывам и увеличению возвратов, что значительно снизит рейтинг.

Работа с отзывами — еще один важный аспект. Даже негативные отзывы могут стать возможностью улучшить репутацию, если правильно на них реагировать. Продавец должен оперативно отвечать на комментарии, выражать готовность решить проблему и демонстрировать клиентам, что их мнение важно.

Оптимизация логистики также поможет повысить рейтинг. Если продавец работает по модели FBS, необходимо наладить все процессы от сборки до доставки. Использование автоматизированных систем управления складом (WMS) поможет сократить время обработки и минимизировать ошибки.