Помимо декларации о соответствии, селлерам стоит позаботиться о маркировке товаров. С 1 марта 2023 года российские маркетплейсы стали полноценными участниками оборота маркируемой продукции: торговые площадки начали проверять коды маркировки на каждой единице товара при приемке на складе (по модели FBO).
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, обширный и постоянно обновляется — с полным актуальным списком можно ознакомиться на
сайте «Честного знака». Сейчас в этот список входит одежда, обувь, парфюмерия и косметика, постельное белье, фотооборудование, бутилированная вода, велосипеды и многое другое.
«Честный знак» — это национальная система маркировки товаров. В ней присваиваются цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и отслеживать его перемещение от производителя или импортера до потребителя. В том числе система позволяет определять контрафакт. Производитель должен самостоятельно получить такой цифровой код в системе «Честный знак», а затем нанести его на продукцию и ввести в оборот. Селлеры, которые занимаются перепродажей, приобретают товар у производителя и получают вместе с ним документы с цифровым кодом.
Продавец должен передать продукцию на склад Wildberries уже с маркировкой — она находится на внешней упаковке товара, должна быть хорошо читаемой, иначе торговая площадка будет вынуждена выписать штраф — 1500 рублей за единицу товара. Кроме того, законом также предусмотрены штрафы за отсутствие маркировки «Честный знак» — до 10 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей для юридических.
Также стоит помнить, что после поставки подлежащих обязательной маркировке товаров на склады Wildberries, продавцу также следует отправить маркетплейсу сведения о кодах маркировки (КИЗ). Существует специальная форма отчетного документ под названием УПД (Универсальный передаточный документ). УПД по КИЗам включает в себя весь перечень кодов товаров. Этот документ необходимо сформировать в течение двух дней с момента публикации акта приемки в личном кабинете. Формируется он тоже в личном кабинете маркетплейса в разделе «Документы». Если окажется, что документ неполный, в нем указан неактуальный статус товара или неверные данные о маркировке, то штраф составит 1 рубль за единицу товара. Кроме того, несвоевременное исполнение обязанностей по предоставлению УПД может привести к штрафу в размере 20% от общей стоимости выкупленного товара, который должен быть указан в таком УПД.